Новость
24 июля 2024

Интервью генерального директора АО «КМТП» М.В. Скатова журналу «Регионы России»

Интервью генерального директора АО «КМТП» М.В. Скатова журналу «Регионы России»

Смелым и умелым покоряются моря

Калининградский морской торговый порт (КМТП) – крупнейшее предприятие незамерзающего российского порта на Балтийском море – одним из первых столкнулся с жесткими западными санкциями, что серьезно отразилось на его деятельности и потребовало поиска новых, нестандартных решений. В марте 2024 года генеральным директором АО «Калининградский морской торговый порт» был назначен Максим Скатов, который за несколько месяцев сумел переломить ситуацию. О том, как это было сделано и каковы дальнейшие планы предприятия, Максим Скатов рассказал в эксклюзивном интервью «Регионам России».

– Максим Валерьевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории создания и этапах развития Калининградского морского торгового порта. Сегодня он играет важнейшую роль в экономике региона, являясь, по сути, «дорогой жизни», связывающей Калининградскую область с «большой землей».

– Калининградский морской торговый порт – одно из старейших предприятий области. История его насчитывает почти 80 лет. Официальный день рождения предприятия – 20 июня 1945 года.

На сегодняшний день морской торговый порт является стратегическим объектом сложной технологической инфраструктуры. АО «КМТП» способен обрабатывать порядка 4,85 млн тонн грузов в год, включая контейнеры объемом до 200 тыс. TEU.

Технологическая сложность инфраструктуры состоит во взаимосвязи приемки теплоходов и обработки грузов (погрузка-выгрузка) с подготовкой грузов к погрузке на борт теплохода и отправкой грузов конечным потребителям. Высокий уровень автоматизации процессов позволяет осуществить обработку грузов в максимально сжатые сроки. Ключевая значимость порта заключается в способности оперативной и своевременной обработки грузов для населения региона, а также поддержании стратегического суверенитета Калининградской области.

– Под вашим руководством порт уже продемонстрировал рост по основным направлениям перевалки грузов. С какими результатами порт заканчивает первое полугодие 2024 года?

– По предварительным итогам первого полугодия, грузооборот АО «КМТП» по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 43%, а контейнеров – на 98%.

– Какова роль и место Калининградского морского торгового порта сегодня в российской логистической индустрии? На ваш взгляд, чем важно развитие отрасли морских грузоперевозок в отечественной экономике в 2024 году? Какой ассортимент грузов проходит через порт сегодня?

– АО «КМТП» является одним из ключевых пунктов в системе каботажных морских перевозок, осуществляемых по направлению Санкт-Петербург – Калининград. С середины 2022 года было организовано несколько действующих морских линейных сервисов между терминалами портов Большой порт Санкт-Петербург/Бронка и Калининград, включая терминалы порта. Это стало стартом для развития каботажных морских перевозок.

В данный момент грузооборот КМТП по каботажному направлению показывает положительную динамику роста.

Так, в 2022 году КМТП было перевалено 159 тыс. тонн, в 2023 году – 851,7 тыс. тонн, а за I квартал 2024 года – 229,7 тыс. тонн различных видов каботажных грузов (в планах на 2024 год – достичь грузооборота каботажных грузов в объеме 1 млн тонн и выше).

На сегодняшний день на линии между морскими терминалами Санкт-Петербурга и КМТП находится от 10 до 14 судов, которые перевозят генеральные грузы (цемент, металлы, оборудование, автоспецтехнику, пиломатериалы, рефгрузы и др.), навалочные грузы (прежде всего щебень) и контейнерные грузы различных наименований. Данная номенклатура грузов очень важна для Калининградского региона.

– Каковы запросы нынешних потребителей услуг порта и потенциальных интересантов?

– Ключевые потребители услуг порта – это в первую очередь строительные компании, пищевые предприятия, население области. Во-вторых, это предприятия области, решающие задачи обороноспособности региона. В-третьих, активные слои населения, осуществляющие деловое взаимодействие внутри области и с «большой землей». Вне зависимости от занимаемого места в социальных группах, потребителям услуг порта необходима своевременная обработка судов, оперативная работа с грузами по приему на хранение и выдаче с хранения, четкому учету и контролю за сохранностью грузов, и немаловажное значение имеет минимизация простоев техники и людей и устранение потерь при операциях по обработке грузов.

Учитывая всю значимость решаемых задач в сложный период санкционного давления, когда доставка грузов другими видами транспорта осложнена или невозможна, совершенно справедливо говорить о том, что Калининградский морской торговый порт занимает лидирующее место в логистической индустрии Калининградской области.

– Расскажите, пожалуйста, как идет сотрудничество и взаимодействие по различным вопросам с органами власти Калининградской области? Какие пожелания у вас как генерального директора порта – к команде нового губернатора Калининградской области?

– Торговый порт уверенно взаимодействует с органами власти Калининградской области.

В частности, порт является участником национального проекта «Повышение производительности труда» и готов к участию в проекте «Эффективный регион». Руководитель региона Алексей Сергеевич Беспрозванных посетил Калининградский морской торговый порт одним из первых объектов инфраструктуры области. В ходе обсуждения были затронуты темы, актуальные для жизнедеятельности порта, и Алексей Сергеевич выразил неподдельный интерес к развитию предприятия и готовность содействовать решению существующих проблемных вопросов.

Программы поддержки Фонда развития промышленности и Программы поддержки малого и среднего предпринимательства не предусматривают поддержку логистической отрасли, в связи с чем необходим диалог с представителями органов власти для обсуждения мер поддержки именно этого сектора экономики. Мы также возлагаем большие надежды на реализацию нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», в рамках которого предусмотрено развитие системы инвестирования, расширение проектного финансирования, а также запуск механизма инвестиционного налогового вычета.

– В настоящее время порт играет важнейшую роль в грузообороте между Калининградской областью и северо-западом России. Есть ли задачи по расширению географии логистики, подключению

к сотрудничеству стран Азии и Глобального юга и дружественных стран из других регионов планеты?

– География грузооборота порта достаточно широка в режиме санкционных ограничений. География логистики не самая приоритетная задача, порт готов сотрудничать с любым портом планеты. Наиболее важно сохранить и увеличить потенциал порта. Самым ценным активом порта является коллектив, сохранивший лучшие традиции: преемственность кадров, семейные поколения докеров-механизаторов и инженерно-технологического состава. Сплоченный коллектив способен достигать самых высоких результатов и показателей. Технологические решения, направленные на снижение нагрузки на докеров-механизаторов, способствуют улучшениям условий труда и повышению производительности. Обновление техники внутренней механизации порта и кранового хозяйства позволит справиться с самой сложной задачей при обработке грузов и выйти на новые высокие уровни грузооборота. Также немаловажную роль играет социальная среда вне порта. Нами возрождается футбольная команда порта, люди активно и с неподдельным интересом откликнулись на это. Порт оказывает активную поддержку спорту области и выступил одним из спонсоров международного турнира по единоборствам, проходившего на базе «Автотора».

– Как отразились незаконно введенные против России санкции на КМТП? Каковы пути решения возникших сложностей?

– Основной сложностью незаконно введенных санкций против России является отсутствие качественной производственной базы средств внутрипортовой механизации и объектов кранового хозяйства, т.к. в России данная техника не производится. Сотрудниками порта ведется работа с представителями завода «Грюнвальд» о взаимодействии в области создания полуприцепов, необходимых порту. Портовая техника имеет свою специфику, что необходимо учитывать при проектировании и производстве. Системы управления кранами и комплектующие к ним поставляются только по импорту, что оказывает негативное влияние на сроки ремонта техники, но дает возможность реализовать нестандартные инженерные решения.

– Какой вклад, по вашему мнению, вносит КМТП в процесс стимулирования импортозамещения в России?

– АО «КМТП» нуждается в партнерских отношениях с российскими производителями грузоподъемной техники: вилочных погрузчиков разной грузоподъемности, ричстакеров, тягачей, полуприцепов и, конечно же, кранов. На мой взгляд, потребности в данной технике являются стимулом развития отечественных производителей и, соответственно, импортозамещения.

– Уважаемый Максим Валерьевич! Вы – яркий представитель руководителей нового формата, обладающих государственным мышлением, компетенциями и опытом управления огромным предприятием. Пожалуйста, расскажите о себе. Кем вы работали до назначения на должность генерального директора Калининградского морского торгового порта? Каковы ваши увлечения помимо работы? Есть ли у вас лично глобальная цель в будущем?

– Работал в крупных организациях Тюменской области, таких как «Сбербанк», «Сургутнефтегаз», «Россети». В 2022 году приехал в Калининград, получив предложение возглавить Управляющую компанию «Калининградского рыбного порта», откуда уже перешел на работу в АО «КМТП». Женат, воспитываю двоих детей. Увлекаюсь футболом и в свободное время с удовольствием играю с коллегами в составе футбольной команды порта.

Основной целью для меня как для руководителя крупного предприятия, конечно же, является его дальнейшее развитие. Мы продолжим наращивать конкурентные преимущества для укрепления позиций порта на рынке стивидорных услуг, будем предпринимать необходимые меры для увеличения грузооборота, повышения качества оказываемых услуг, поиска новых партнеров. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы и, в первую очередь, высококвалифицированные кадры.

Мы с уверенностью и смелостью смотрим в будущее, ведь, как поется в известной песне: «Только смелым покоряются моря!»

Максим Ладошин, заместитель генерального директора по производству:

– Калининградский Морской торговый порт является объектом сложной технологической инфраструктуры, и производственная система является сердцем порта. Элементами производственной системы являются средства крановой механизации, средства внутрипортовой механизации, инфраструктура порта и взаимосвязи между элементами.

Главным активом порта является трудовой коллектив, который управляет техническими средствами, бизнес-процессами и взаимосвязями производственной системы. Опыт трудового коллектива, накопленный за годы плодотворного труда, является одним из факторов нашего конкурентного преимущества. Сохранение трудового коллектива и сформировавшихся лучших традиций является одной из целей, стоящих перед нами (руководством Калининградского Морского торгового порта).

Оперативная и своевременная обработка теплоходов по выгрузке и загрузке грузов, является главным приоритетом судовладельцев. Своевременная выдача грузов грузовладельцам –

ключевой фактор удовлетворенности экспедиторов и агентов. Высокий уровень удовлетворенности контрагентов и доверие наших партнеров отражает постоянное совершенствование нашей производственной системы через непрерывные улучшения.

В марте текущего года Калининградский Морской торговый порт стал участником национального проекта «Повышение производительности труда», и совместно с сотрудниками Регионального центра компетенций Калининградской области мы совершенствуем нашу производственную систему. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и продолжим совершенствоваться, достигая новых высоких уровней.

Быть лидером отрасли и постоянно совершенствоваться не только почетно, а еще и очень интересно.