История порта

История порта

История порта
Калининградский морской торговый порт является одним из крупнейших портов на Балтийском море и имеет богатую историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Первые упоминания о порте на территории современного Калининграда относятся к XIII веку, когда порт был одним из ключевых торговых пунктов Ганзейского союза. В дальнейшем, с развитием мореплавания и торговли, порт стал значимым узлом для обмена товарами между странами Европы и странами Восточной Азии.

Ключевые события

1940
1950
1960
1970

20 июня 1945 года начал свою деятельность Кенигсбергский (с 4 июля 1946 года –

Калининградский) морской торговый порт, образованный на основании постановления

Государственного Комитета Обороны СССР от 20 июня 1945 года и приказа

Народного комиссариата Морского флота СССР № 269 от 2 июля 1945 года. Первым

начальников порта был назначен Причерт Михаил Фёдорович, временно

командированный из Северодвинского порта. Уже 26 декабря 1945 года было принято

под обработку первое судно - т/х «Ораниенбаум».

Образование Калининградского морского торгового порта неразрывно связано с двумя

знаменательными историческими событиями - штурмом Кенигсберга и победой

советского народа в Великой Отечественной войне.

Территория порта в 1945 году
Территория порта в 1945 году

Образование Калининградского морского торгового порта неразрывно связано с двумя

знаменательными историческими событиями - штурмом Кенигсберга и победой

советского народа в Великой Отечественной войне.

Необходимость скорейшего введения в строй Калининградского морского торгового

порта была очевидна, так как он являлся самым западным незамерзающим портом на

юго-восточном побережье Балтийского моря. Во время боевых действий в 1941–1945

годах порт подвергся сильным разрушениям и для его восстановления были

выделены крупные средства, в результате чего он стал одним из первых гражданских

предприятий, начавших функционировать в послевоенные дни. Калининградский

морской торговый порт и по сей день осуществляет круглогодичные погрузочно-

разгрузочные работы, обеспечивает устойчивое развитие экономическое развитие

страны.

Весной 1946 года начальником порта был назначен Харитон Иванович Греку. В

первую послевоенную пятилетку появились первые бригады грузчиков. Особое

внимание стало уделяться механизации грузовых работ. В порт прибывала новая

техника, и портовики учились использовать ее с максимальной эффективностью.

Важной фигурой в работе порта в конце 40-х годов становится механизатор:

крановщик, водитель погрузчика, машинист. В 1949 году молодой Калининградский

порт по результатам своей производственной деятельности уже стал входить в число

лучших портов Советского Союза.

Греку Х.И.
Греку Х.И.
1940

Пятидесятые годы стали для порта периодом активной разработки и внедрения новых

технологий обработки судов и вагонов, новых способов переработки грузов.

В пятидесятые годы коллектив порта выполнял ряд важных правительственных задач.

С 1955 по 1958 годы порт производил основные работы по комплектации и отправке

грузов на судах первых четырех советских антарктических экспедиций.

Ряд портовиков принимал личное участие в этих экспедициях, работая механиками,

электриками, лебедчиками, трактористами на полярных станциях. Среди них был и

будущий генеральный директор порта Аркадий Евгеньевич Михайлов.

30 ноября 1955 года с первой антарктической экспедицией покинул порт начальник

порта Харитон Иванович Греку, назначенный начальником береговой базы «Мирный».

Впоследствии, в память об этом человеке и его славных делах, назвали головное

судно из серии гигантов-рудовозов «Харитон Греку».

С декабря 1955 года порт возглавил Арам Вартанович Сафаров.

Погрузчик дизель-электрохода "Обь" в Калининградском порту, 1957г.
Погрузчик дизель-электрохода "Обь" в Калининградском порту, 1957г.
1950

Шестидесятые годы - период освоения новых грузопотоков, внедрения новых форм

организации производства. Порт первым в Минморфлоте освоил обработку судов с

кубинским сахаром-сырцом насыпью.

Выгрузка сахара-сырца навалом, 1964г.
Выгрузка сахара-сырца навалом, 1964г.

В этот период стали создаваться комплексные бригады докеров-механизаторов, когда

в состав бригад стали входить не только грузчики, но и крановщики, водители. Это

привело к сокращению простоев, повышению производительности труда, а мотивация

рабочих стала выше. Порт начал пополняться новыми электропортальными кранами

«Ганц» и другой современной техникой.

Порт стал принимать крупнотоннажные морские суда с частичной их разгрузкой на

внешнем рейде. В этом была большая заслуга капитана порта Ильи Николаевича

Чагина, имя которого сегодня носит один из самых мощных буксиров порта.

В 1962 году, в период карибского кризиса, портовики приняли активное участие в

снаряжении судов, направляющихся на Кубу.

В 1966 году порт перешел на новую систему планирования и экономического

стимулирования, в порту начали внедряться новые способы и средства пакетирования

грузов, что позволило значительно повысить производительность труда и ускорить

обработку судов и вагонов.

1960

В середине 1971 года начальником был назначен Аркадий Евгеньевич Михайлов, он

руководил портом на протяжении 25 лет и сыграл огромную роль в его истории. Под

его началом, благодаря его знаниям, высочайшей компетенции и предприимчивости

порт превратился в одно из самых авторитетнейших предприятий морского

транспорта.

Период семидесятых годов особенно богат новшествами в организации труда, в

методах обработки судов и вагонов, во внедрении прогрессивных технологических

процессов. Среди них - оптимальный режим обработки судов, образование на базе

порта транспортного узла.

В 1978 году порт был объявлен базовым предприятием отрасли по внедрению

научной организации труда.

Почти каждый квартал коллективу порта присуждались призовые места во

Всесоюзном социалистическом соревновании портов Минморфлота, а по итогам

работы за 1978-1979 годы порт был занесен на всесоюзную Доску почета на ВДНХ

СССР.

Вручение лучшему бригадиру Л.И. Бойдаченко вымпела победителя в соцсоревновании, 1976 г.
Вручение лучшему бригадиру Л.И. Бойдаченко вымпела победителя в соцсоревновании, 1976 г.

15 сентября 1992 года в соответствии с Государственной программой приватизации

порт преобразуется в товарищество с ограниченной ответственностью, а

впоследствии - в акционерное общество «Морской торговый порт Калининград».

В мае 1991 года происходит одно из ключевых событий в жизни порта и всей

Калининградской области - порт открывается для захода иностранных судов. С этого

момента быстрыми темпами стала расширяться география грузопотоков, идущих

через порт.

Основные усилия направляются на реконструкцию и строительство новых портовых

мощностей, развитие линейного судоходства, создание совместных предприятий и

компаний, обеспечивающих высокий уровень сервиса во всех сферах морского

бизнеса.

В сравнительно небольшой период времени в порту были построены: комплекс для

приема судов типа «Ро-Ро» и паромов, пассажирский павильон, терминал для

наливных грузов, несколько новых крытых складов, первая очередь контейнерного

терминала, совместно с ОАО «Беларуськалий» и ПАО «Газпром» построен терминал

по перевалке минеральных удобрений навалом.

Сегодня акционерное общество Калининградский морской торговый порт

представляет собой современный транспортный узел, обладающий всей необходимой

инфраструктурой для обработки и хранения грузов различного типа. Порт

специализируется на складских операциях, хранении грузов, погрузочно-разгрузочной

деятельности и швартовых операциях.

Калининградский порт постоянно совершенствует свою деятельность и модернизирует

инфраструктуру, чтобы соответствовать современным требованиям и ожиданиям

клиентов. Кроме того, порт активно развивает сотрудничество с международными

партнерами, участвует в проектах по развитию транспортной логистики и стимулирует

торговлю между различными странами.

С момента начала своей богатой истории порт внес неоценимый вклад в становление

экономики и промышленности страны, стал ярким примером надежности и

устойчивого развития и сохранения традиционных ценностей России

1970